Программа Развитие ПЭВД (2 программа по работе)

2

РАЗДЕЛ 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы» (далее
Программа) является дополнительной общеобразовательной программой коррекционно –
развивающей направленности.
Направленность программы:
Вид программы:
- по степени авторства - модифицированная;
- по уровню сложности - базовая
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации-русский.
Перечень нормативных документов:
Нормативно – правовую базу программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации» № 273 – ФЗ; Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
- Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и
детям раннего возраста в Калужской области на период до 2030 года.
-Устав;
-Лицензия на право образовательной деятельности от 18.12.2015 г. № 429.
В основе разработки форм и методов психологической помощи (направлений
коррекционной работы) лежит адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования.
Годовой календарный учебный график в полном объёме учитывает индивидуальные,
возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны
их жизни и здоровья.
Программа реализовывается в рамках взаимодействия (договора) с дошкольной
образовательной организацией.
3

Актуальность программы «Развитие познавательной и эмоционально-волевой
сферы» обусловлена процессами цифровизации. Цифровые устройства изменяют формы
взаимодействия с миром, дополняют жизнь ребёнка, создают новую ситуацию развития,
предоставляя как новые возможности, так и новые риски.
Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста включает в себя знание базовых эмоциональных состояний человека, умение их
распознавать, показывать, используя вербальные и невербальные средства общения,
эмоциональную отзывчивость, умение управлять своими эмоциональными состояниями в
различных ситуациях.
В последние годы все чаще говорится о трудностях обучения в школе. У детей
наблюдается

раздражительность,

агрессивность,

озлобленность,

нарушения

коммуникации, возбудимость, школьная неуспеваемость, дезадаптация, что говорит о
нарушениях в развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. По
типу программа является развивающей и направлена на развитие компетенций
познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.
Отличительные особенности программы:
Программа предусматривает комплексный подход и состоит из нескольких блоков
индивидуальных и возможных групповых (если не имеется индивидуальных особенностей
развития, требующих специального подхода к ребёнку), с учётом возрастных особенностей
детей. При этом занятия с психологом обязательно сочетаются с ежедневной
самостоятельной работой родителей с ребенком (лиц их заменяющих) дома. Занятия
построены на базе развивающих программ и в рамках нейропсихологического подхода, с
учётом подходов авторов, чьи разработки направлены на эмоционально-волевое
личностное развитие: Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева (учебные пособия – школа внимания,
школа умножения, скоро в школу), Э.Г. Симерницкая (Лурия-90), А.А. Цыганок (развитие
пространственных представлений у детей), А.В. Семенович (методика «замещающего
онтогенеза»),Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (программа формирования пространственных
представлений), Т. Г. Горячева, А. С. Султанова (методика «сенсомоторной коррекции),
И.А. Рахновская, О.В. Казанцева (психокоррекционные программы эмоциональноличностного развития) и др.
Также данная программа предусматривает обеспечение образовательных прав детей
с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП-организация образовательного процесса по
дополнительной

общеобразовательной

программе

с

учетом

особенностей
4

психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям,
для следующих нозологических групп:

-нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
-логопедические

нарушения

(фонетико-фонематическое

недоразвитие

речи,

заикание);

-соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Новизна данной программы состоит в том, что в ней нет «классического» разделения на
блоки.

Каждая

тема

корректируется

и

отрабатывается

сразу

в

нескольких

направлениях: социальном, личностном и эмоциональном. По нашему мнению, такая
форма работы позволяет более глубоко понятно для обучающегося раскрыть каждую тему
и отработать ее с разных сторон.
Педагогическая целесообразность:

- Диагностическая методика "Диагностический альбом Семаго";
- Методика Векслера (тест Векслера, шкала Векслера);
- Диагностическая методика С. Д. Забрамной;
- Методика «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна.
Адресат программы: программа адресована детям в возрасте от 5 до 16 лет.
Объём программы – 72 часа, срок реализации 1 год.
Сроки освоения программы: 1 год
Режим занятий: индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю. От результатов
предварительной диагностики, набор предлагаемых ребенку заданий может варьироваться,
дополняться или сокращаться.
Формы обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности: индивидуально-групповая
Формы проведения занятий: теоретические, практические.

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

- оказание помощи детям с

целью

их

успешной адаптации в социуме,

своевременного приобщения к навыкам управления своим поведением, эмоциями, речью,
способствующими успешному обучению в школе;

- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через выявление «зоны
5

ближайшего развития» в продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым в процессе
коррекционно-развивающего обучения;
Задачи программы:
- формировать представления о чувственно-эмоциональном мире человека;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
- активировать интерес к окружающему миру;
-улучшить

свойства

внимания

(объем,

сосредоточенность,

концентрацию,

распределение, переключение);
- корректировать, развить познавательные процессы и процессы саморегуляции;
-сформировать положительный эмоциональный фон для преодоления негативных
реакций.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Раздел,

Количество В том числе

Фома контроля

тема

часов

(наблюдение,
теоретических Практических анкетирование,
диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)

I

Знакомство

2

1

1

тестирование

II

Диагностика

2

1

1

Проективные
методики,
анкетирование

III

Коррекция и 60

16

44

развитие

наблюдение,
рефлексия,
беседа

IV

Консультации 4

2

2

анкетирование

V

Подведение

4

2

2

тестирование

72

22

50

итогов
ИТОГО
(всего занятий)

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Развитие познавательной сферы
Тема 1. Внимание
Теория: Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определённых
объектах или действиях. Существует несколько видов: устойчивое, избирательное,
распределённое, переключаемое. Важные свойства: объём, устойчивость, концентрация,
быстрота переключения.
Практика: Упражнения на удержание внимания (например, нахождение отличий на
картинках), тренинги на переключение (смена задания по сигналу), задания на
распределение ресурсов внимания (одновременный контроль за несколькими объектами).
Тема 2. Память
Теория: Память — процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Виды:
кратковременная, долговременная, механическая, осмысленная. Методы улучшения:
ассоциация, повторения, визуализация.
Практика: Игры на запоминание последовательностей, рассказывание историй с деталями,
упражнения с запоминанием списков слов, развитие зрительно-слуховой памяти через
дидактические материалы.
Тема 3. Мышление
Теория: Мышление — процесс осознания и обработки информации, включающий анализ,
синтез, сравнение, классификацию. Существует логическое, абстрактное, творческое
мышление.
Практика: Решение логических задач, выполнение классификационных упражнений,
анализ причинно-следственных связей, творческие задания на поиск нестандартных
решений.
Тема 4. Воображение
Теория: Воображение — способность создавать новые образы и идеи, опираясь на прошлый
опыт и фантазию. Виды: репродуктивное, творческое.
7

Практика: Визуализационные упражнения (представление героя или сцены), творческое
рисование, рассказывание сказок, имитационные игры с элементами фантазийного
компонента.
Тема 5. Познавательная активность и мотивация
Теория: Познавательная активность — готовность и заинтересованность в познании нового.
Мотивация влияет на уровень вовлечённости и качество усвоения информации.
Практика: Проектные работы по интересам учащихся, самостоятельное исследование,
обсуждение новшеств, позитивное подкрепление успехов.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Тема 1. Эмоциональная сфера
Теория: Эмоции — реакция организма на внутренние и внешние стимулы. Эмоциональный
интеллект включает осознание собственных и чужих чувств, управление ими.
Практика: Игра «Эмоциональное зеркало» для распознавания выражений лица, обсуждение
эмоциональных ситуаций, упражнения на развитие эмпатии и сочувствия.
Тема 2. Саморегуляция и стрессоустойчивость
Теория: Саморегуляция — способность контролировать своё поведение и эмоции,
стрессоустойчивость — умение сохранять работоспособность в условиях напряжения.
Практика: Дыхательные и релаксационные техники, прогрессивная мышечная релаксация,
анализ эмоциональных реакций, тренинги по управлению стрессом и конфликтами.
Тема 3. Волевые качества
Теория: Воля — способность к целенаправленному поведению, преодолению препятствий
и контролю над собой. Формируются такие качества как настойчивость, терпение,
ответственность.
Практика: Постановка и достижение небольших целей, выполнение сложных заданий с
ограничением по времени, упражнения на терпение и самоконтроль.
Тема 4. Мотивация и ответственность
Теория: Внутренняя мотивация — ключевой фактор продуктивной деятельности.
Ответственность формируется через осознание последствий своих действий.
Практика: Рефлексия личного опыта, обсуждение мотивационных барьеров, коллективные
проекты с индивидуальной ответственностью, поощрение самостоятельности.
8

Тема 5. Коммуникативные навыки
Теория: Коммуникация — основа взаимодействия в коллективе, включает умение слушать,
выражать мысли и чувства, разрешать конфликты.
Практика: Ролевые игры, тренинги на развитие активного слушания, упражнения на
разрешение конфликтных ситуаций, работа в малых группах.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа

сочетает

теоретические

знания

с

прикладными

упражнениями,

что

способствует комплексному развитию когнитивных и эмоционально-волевых качеств,
необходимых для успешного обучения и личностного роста. А также таким определенным
аспектам, как:
1. Развитие познавательной сферы:
- Повышение уровня внимания: умение концентрироваться на заданиях, отбросить
отвлекающие факторы.
- Улучшение памяти: запоминание и воспроизведение информации с разной степенью
сложности.
- Формирование навыков мышления: анализ, сравнение, обобщение, умение находить
нестандартные решения.
- Развитие воображения и творческого подхода к задачам.
- Усиление способности к саморегуляции мыслительных процессов, планированию и
контролю деятельности.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы:
- Повышение осознания и распознавания собственных эмоций и эмоций других людей.
- Формирование навыков эффективного управления эмоциями (контроль гнева,
тревожности, стресса).
- Развитие эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости.
- Укрепление волевых качеств: целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать
трудности.
- Формирование мотивации и внутренней активности в обучении и повседневной жизни.
3. Общие личностные результаты:
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
- Формирование позитивной социальной адаптации и коммуникативных навыков.
- Укрепление позитивного отношения к учебной и творческой деятельности.
9

Эти результаты обеспечивают комплексное и гармоничное развитие личности, повышают
качество жизни и успешность в различных сферах деятельности.
Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
Учащиеся должны знать:
- Основные способы восприятия и запоминания информации
- Механизмы управления своими эмоциями и поведением
- Важность концентрации внимания и последовательности действий
Учащиеся должны уметь:
- Регулировать внимание и устойчиво удерживать его на задаче
- Анализировать информацию, применять логику и творческий подход
- Контролировать эмоциональные реакции и проявлять волевые усилия
- Самостоятельно планировать и доводить начатое до результата
Учащиеся должны обладать:
- Навыками саморегуляции и самоорганизации
- Устойчивой мотивацией к обучению и развитию
- Волевыми качествами: настойчивостью, целеустремленностью
- Эмоциональной устойчивостью и позитивной самооценкой
- Способностью к эмпатии и конструктивному взаимодействию с окружающими
РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год

Дата
Дата
начала
обучения
окончания
занятий
(уровень)
занятий
1 год
31 августа
обучения

1 сентября

Количество

Количество

Форма

учебных

Количество

учебных

занятия

недель
36

учебных дней

часов
72 часа два

2026г.

72

раза в неделю индивиду-

2025г.

альная

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
- Обустроенные учебные и игровые помещения, соответствующие гигиеническим и
эргономическим требованиям;
10

- Наличие разнообразного учебно-методического оборудования: дидактические игры,
развивающие пособия, конструкторы, наглядные материалы.
2. Информационное обеспечение:
- Методические рекомендации, программы и учебные планы, адаптированные для развития
познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- Наличие мониторинговых и диагностических инструментов для оценки уровня развития
познавательных и волевых качеств;
- Информационная поддержка родителей и педагогов (буклеты, консультации, семинары).
3. Кадровое обеспечение:
- Квалифицированный логопед, педагог-психолог;
- Постоянное повышение квалификации сотрудников, участие в тренингах и семинарах.
2.3. Формы аттестации (контроля)
1. Начальный контроль.
- Время проведения: в начале образовательного этапа или программы.
- Цель: определить исходный уровень развития познавательных, эмоциональных и волевых
качеств ребенка; выявить индивидуальные особенности и потребности.
- Форма контроля: наблюдения, беседы, диагностические игры, тестовые задания,
анкетирование.
- Описание: позволяет сориентировать педагогов для адаптации программы под каждого
ребенка.
2. Текущий контроль.
- Время проведения: регулярно на протяжении всего учебного процесса (ежедневно,
еженедельно или по завершении отдельных этапов).

11

- Цель: отслеживание динамики развития ребенка, своевременное выявление затруднений,
корректировка методов и содержания работы.
- Форма контроля: наблюдения, устные опросы, промежуточные тесты, игровые и
творческие задания, беседы.
- Описание: помогает гибко реагировать на изменения и поддерживать мотивацию ребёнка.
3. Итоговый контроль
- Время проведения: в завершение программы или учебного года.
- Цель: оценка достигнутых результатов в развитии познавательных процессов,
эмоциональной сферы и волевых качеств, анализ эффективности образовательной
деятельности.
- Форма контроля: итоговые тесты, творческие проекты, беседы, презентации, анализ
собранных работ и достижений ребенка.
- Описание: служит базой для подведения итогов, планирования дальнейшего обучающего
процесса.
Таким образом, система контроля включает комплексную, поэтапную оценку развития
ребенка, что обеспечивает качественный подход к формированию его познавательных и
эмоционально-волевых способностей.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностические методики
Основная
№

Название методики

направленность
методики /теста

Авторы
методики

Литературный источник

12

Исследования
1.

объема и скорости

10 слов

слухоречевого

Диагностический комплект
Лурия А.Г.
Семаго

запоминания

Выявление
2.

Исследование

особенностей

Семаго

Диагностический комплект

зрительной памяти

зрительного

М.М.

Семаго

восприятия

Невербальное
3.

Простые аналогии

и

Диагностический

вербальное

Семаго

логическое

М.М.
Семаго

мышление

Невербальное

Исключение
4.

понятий
предметов

и

комплект.

и

Диагностический

вербальное

Семаго

логическое

М.М.

комплект.
Семаго

мышление

Практический материал для
5.

Чего недостает

Исследование
внимания

Векслер

проведения

п-п

обследования детей. С.Д.
Забрамная, О.В. Боровик.

Практический материал для
6.

Дорисуй

Исследование

Головина

проведения

п-п

восприятия

Т.Н.

обследования детей. С.Д.
Забрамная, О.В. Боровик.

13

Исследование

Последовательность

7.

процессов

событий

9.

А.Н.

мышления

Коррекционноразвивающие

Забрамная

«От

мышления

С.Д.,

развитию»

Исключение

Исследование

Забрамная

«От

лишнего

мышления

С.Д.,

развитию»
«От

10

Установление

Исследование

Забрамная

закономерностей

мышления

С.Д.,

занятия

Шарохина В.Л.

Исследование

Почини коврик

8.

Бернштейн

диагностики

диагностики

диагностики

к

к

к

развитию»

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Диагностические инструменты (тесты, анкеты, наблюдательные листы) для
оценки уровня развития ребёнка;

- Игровые и практические задания, упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления, эмоциональной сферы;

- Рекомендации для педагогов и родителей по поддержке и коррекции развития
детей;

- Иллюстративные и наглядные материалы.
2.Методические особенности организации образовательного процесса:

- Индивидуализация обучения с учётом уровня развития и темпа ребёнка;
- Комплексный подход, объединяющий развитие познавательных, эмоциональных и
волевых сторон личности;

- Использование игр и творческой деятельности как основных форм активности ;
- Постоянный мониторинг результатов и гибкая коррекция программ;
-

Создание

безопасной

и

поддерживающей

атмосферы

для

раскрытия

эмоционального потенциала.
3.Методы обучения и воспитания:

- Активные (игровые, проблемные, исследовательские методы);
- Репродуктивные (повторение, объяснение, демонстрация);
14

- Наглядные (включая иллюстрации, схемы, модели);
- Практические (упражнения, тренинги);
- Коллективные (групповые дискуссии, совместные проекты);
- Методы самооценки и рефлексии для формирования волевых качеств.
4. Педагогические технологии:

- Технология развивающего обучения — создание условий для самостоятельного
поиска и открытия детьми нового;

- Игровые технологии, направленные на эмоциональное развитие и социализацию
(ролевые игры, драматизация);

-

Технология

сотрудничества

—

развитие

коммуникативных

навыков

и

эмоционального интеллекта;

- Интегративные подходы, сочетание разных видов деятельности для комплексного
развития.
5.Методические разработки:

- Сценарии игровых и творческих мероприятий для развития эмоциональной сферы.
- Методики тренировок внимания, памяти, умения контролировать эмоции и волю ;
- Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями
развития;

- Инструкции для педагогов по созданию мотивационной среды и поддержке
инициативы детей.
Индивидуальный учебный план:

- Основывается на результатах диагностики личностных и познавательных особенностей
ребёнка;

- Включает персонализированные учебные и воспитательные задачи с учетом уровня
развития;

- Содержит распределение учебного времени и формы занятий, оптимальные для
конкретного ребёнка;

- Обеспечивает гибкость и возможность корректировки с учётом динамики развития;
- Включает систему мониторинга и рефлексии достижений для успешной адаптации
плана.
Данные элементы обеспечивают комплексный, системный и адаптивный подход к
развитию

познавательной

и

эмоционально-волевой

сферы

детей,

способствуют

формированию целостной и гармоничной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
15

1.
Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.,2015.
2.
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. М., 2014
3.
Антошина М.А., Большакова И.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа
психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду. - 2010. №2. - С. 88-92.
4.
Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб, 2015.
5.
Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина, 2013.
6.
Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и
развивающей работе с детьми. - М., 2017.
7.
Горячева
Т.Г.,
Султанова
А.С.Сенсомоторная
коррекция
при
психосоматических расстройствах в детском возрасте // Бихевиорально-когнитивная
психотерапия детей и подростков / Ред. Ю.С. Шевченко. - СПб., 2016. - С. 465-490.
8.
Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М.:
Издательский центр “Академия”, 2016.
9.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2014.
10.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина
Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб, 2018.
11.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста
/ под. ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2010.
12.
Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и
коррекция. М., 2016.
13.
Мураяма С. //Вопросы психологии, 2015, №6, с. 140-147.
14.
.Обучение детей с задержкой психического развития. Под Ред. В. И.
Лубовского. Смоленск, 2010.
15.
Пугач В.Н. Создание инфраструктуры по повышению эффективности
обучения и социальной адаптации детей. Материалы конференции, 6-8.11.2014 г. –
Екатеринбург, 2016. – С. 245-250.
16.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте. - М., 2002. - С. 175.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025год

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025 учебный год
План мероприятий по противодействию коррупции на 2024-2025 уч.год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».